Меню сайта
ОПРОС
Самое яркое дело в школе
Всего ответов: 258
Мы в сети

Экологический клуб "Зеленый дом"

2017 год объявлен в России годом экологии

Экологические конкурсы

   "Зеленый дом"

Руководитель клуба - Лобанова Марина Петровна, учитель биологии

Члены клуба: Кузнецова Александра, Смирнова Елизавета, Антошкин Артем, Антошин Максим, Михайлова Эльвира, Крошечкина Софья, Ляпина Татьяна, Динабурская Ульяна, Волынкина Татьяна, Степанова Дарья, Бакулина Елена.

Исследование речной воды:

     

Программа экологического клуба «Зеленый дом»

Пояснительная записка.

В условиях современного экологического кризиса решение экологических проблем рассматривается с позиции двух основных стратегий. Первая из них – технологическая – предусматривает разработку и широкомасштабное внедрение ресурсосберегающих технологий. Вторая стратегия – гуманитарная – призвана способствовать изменению самого человека, его мировоззрения, поведения, стиля жизни. Основное средство реализации гуманитарной стратегии – экологическое образование и воспитание, ведь никакие  технологические средства сами по себе не могут улучшить состояние окружающей среды, если люди не готовы к использованию безопасных технологий, не стремятся сознательно реагировать  на экологические проблемы.

Концепция перехода РФ к устойчивому развитию гласит, что «важным фактором обеспечения устойчивого развития является усиление роли основных социальных групп населения в осуществлении социально-экономических преобразований. Особое место в этом принадлежит молодежи, которой должны  быть гарантированы безопасное будущее и возможность участие в принятии решений».

Предоставить возможность решать проблемы, однако, еще не значит решить их. Этому нужно учиться и учить. Действительно, прежде чем требовать от человека выполнения ограничений экологического императива, необходимо научить его принимать грамотные решения. В настоящее время эта задача стоит особенно остро, что нашла отражение в работе нашего экологического клуба «Зеленый дом».

Экологическая культура, экологическое мышление должны стать приоритетными ценностями каждой личности, каждого россиянина.

В связи с этим необходимо с первых школьных лет систематически и постоянно формировать экологические знания, знания о закономерностях взаимоотношений природы и общества, природы и человека, воспитывать  школьников знающими, бережливыми, рачительными хозяевами своей страны, своей Родины – России.

Великие педагоги Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци ратовали за развитие чувства природы каждого ребенка. Против потребительского отношения к природе, а также формального ее изучения выступали русские революционеры – демократы В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский. Ими подчеркивалось влияние полноценных знаний о природе на формирование нравственных качеств личности, определяющих поведение детей в природе и обществе. Великий русский педагог К.Д.Ушинский указывал на то, что влияние природы на формирование личностных качеств ребенка мало оценено в педагогике.

В.А.Сухомлинский в своих трудах оценивал природу как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей. Рациональное и эмоциональное восприятие красоты природы органично сливается в опытах педагога с нравственным воспитанием, с развитием гражданских чувств, любви к Родине.

В работах А. Н. Захлебного и И. Т. Суравегиной особое внимание обращается на формирование у школьников бережного отношения к природе. Появляется новое понятие – экологическое образование и воспитание, которое можно рассматривать как элемент общего образования, связанный с овладениями учащимися научными основами взаимодействия природы и общества.

При этом необходимо использовать комплексный подход к решению проблемы экологического воспитания: следует не только вооружить учащихся научно – теоретическими  знаниями о природной среде и законах ее развития, но и формировать бережное отношение к природе в целом и отдельным ее компонентам. Лишь сочетание знаний научных основ экологии с практическими мероприятиями по слежению за состоянием природной среды и оказанию помощи природе позволит воспитать экологически грамотного гражданина.

Экологическая культура человека – это утверждение в сознании и деятельности принципов рационального природопользования, овладение навыками решения социально – экономических задач без ущерба для окружающей среды и здоровья людей, это потребность и умение следовать режиму экономии как общенародному делу.

Экологическая культура определяется реальным вкладом  в преодоление негативных влияний на природу, пресечением действий, приносящих ущерб природе, разъяснением и пропагандой законов о ее охране. 

Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении состояния окружающей среды, не допускает ее загрязнения.

Тем самым отношение к окружающей природе выражается в следующих характеристиках личности:

  • готовности к ответственному поведению в окружающей среде в соответствии с моральным долгом;
  • способности осуществить экологически грамотные действия, занимать активную гражданскую позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде.

В школьные годы экологическая культура проявляется в ответственном личном подходе к природе, активном участии в труде по защите и улучшению природного окружения, экологических исследованиях, пропаганде экологических идей, культуре профессионального труда.

Экологическая культура как качество личности должна формироваться в процессе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которого являются:

  • семья;
  • детские дошкольные учреждения;
  • школа;
  • внешкольные воспитательные учреждения;
  • воспитательная работа в летний период;
  • средства массовой информации;
  • самовоспитание.

Ведущую роль в воспитании подростков играет школа, которая организует процесс формирования экологической культуры, включающий в себя урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.

  1. Основная часть

            Начальным этапом процесса формирования экологической культуры, как и любого воспитательного процесса, является постановка целей.

И.Д. Зверев определяет цель природоохранительного образования  как формирование высокой культуры поведения человека и гражданской ответственности за рациональное использование природных ресурсов и природной среды во всех видах общественно – трудовой деятельности.

  Экологический клуб «Зеленый дом» создан в 2016году. Первыми участниками стали ученики 6 - 11 классов.

        Цель клуба: изучить местные экологические проблемы и практически содействовать их решению, улучшить экологическое состояние прилегающей к школе территории, способствовать развитию здорового образа жизни, воспитанию нравственности.

Основные положения учебного экологического клуба:

- в основе экологических проблем лежат противоречия между растущими потребностями людей и ограниченными возможностями окружающей природной среды;

- решение экологических проблем может быть эффективным только при участии специалистов (законодательной и исполнительной власти, экологов, СМИ) и просто граждан, их мнение выясняется посредством опросов, социологических исследований;

- для стимулирования активности в процессе принятия решений используются  специальные методы .

        Задачи: познакомиться с основами российского законодательства, знать и соблюдать конституционные экологические права и обязанности граждан РФ,

- ознакомиться с методами проведения социологических исследований,

- освоить способы стимулирования активности в процессе принятия решений.

       Реализация задачи целей, как решения любой проблемы, осуществляется в несколько этапов:

  1. Выявляется проблема (поиск противоречий – в чем проблема?)
  2. Анализ (выяснение причин  и прогнозирование – что происходит?)
  3. Варианты, способы решения проблемы (что и каким образом можно изменить?)
  4. Выбирается решение (что сделаем?)
  5. Реализуется решение.
  6. Анализируются последствия (что изменилось?)

В процессе решения реальных проблем этапы могут объединяться, какой-то из них требует больше времени и сил, какой-то меньше. Важно лишь иметь в виду, что ни один из них не может быть проигнорирован.

Клуб «Зеленый дом» решает экологические проблемы в форме акций.

 Каждая акция имеет разработанный план, который включает общие положения:

- цель (для чего нужны ваши действия)

- задачи (что нужно сделать для достижения цели)

- ожидаемый  результат (что изменится в окружающей среде)

- требуемые ресурсы, материалы, оборудование.

 За выполнением работы отвечает команда сотрудников и единомышленников из учащихся 6-11 классов.

Цель каждой акции – достижение конкретных положительных изменений (улучшений) в окружающей среде.

В ходе планирования акции прогнозируется ожидаемый результат – что конкретно изменится к лучшему в ходе акции, а также устанавливаются критерии,  по которым будет оцениваться проделанная работа.

Паспорт экологического клуба «Зеленый дом».

Название: «Зелёный дом»       

Девиз: «Мы не хотим стоять в стороне.

             Мы за порядок на нашей земле».

Количество  членов: 15-20 учащихся, 2 преподавателя.

Система приема в экологический клуб: личное желание каждого

Направления деятельности:

  •   лекторская работа,
  • исследовательская работа,
  • пропагандистская деятельность через акции  по сохранению живой природы,
  • организация школьных экологических праздников,
  • участие в школьных и районных олимпиадах,
  • работа с научной и научно – популярной литературой,
  • природоохранная деятельность через организацию  и проведение акций.

Формы и методы работы клуба:

  • исследовательские работы,
  •  экскурсии и встречи,
  • практические работы в лаборатории,
  • выступления   с исследовательскими работами на  конкурсах и конференциях различного уровня,
  • экологические праздники,
  •  сюжетно – ролевые игры,
  • экологические акции.

Устав экологического клуба:

  1. В экологический клуб  может быть принят любой учащийся школы,

любящий природу, желающий внести свой посильный вклад в дело охраны природы;

2.  Юные экологи обязаны:

  • принимать участие в охране окружающей среды;
  • соблюдать требования природоохранного законодательства;
  • знать и соблюдать нормы экологической этики и морали;
  • изучать и приумножать богатства родного края;
  • постоянно повышать уровень своих знаний о природе

3. Юные экологи имеют право:

  • принимать участие в экологических акциях на различных уровнях;
  • вести исследовательскую работу по изучению природы и экологии родного края;
  • излагать свое мнение на заседаниях клуба и в прессе;
  • защищать права и интересы населения, развивать экологическую культуру;
  • оказывать всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушением природоохранного законодательства;
  • требовать от соответствующих органов предоставления своевременной и достоверной информации о загрязнении окружающей среды, мерах ее охраны

       4. Юный эколог всегда должен помнить:

  • природа – это живая, чувствительная, очень сложная система;
  • от каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.

Система работы экологического клуба

возраст

Направление и содержание деятельности

5 – 6 класс

Изучение экологической обстановки в школе, занятия в экологической мастерской

7 класс

Работа в летнем экологическом лагере, участие в школьных экологических мероприятиях

8 класс

Изучение природы родного края, редакционная работа, исследовательская работа, подготовка к проведению экологических мероприятий в начальной школе

9 – 11 класс

Лекторская работа, исследовательская работа, работа с научно – популярной литературой, подготовка рефератов и проектов, участие в олимпиадах, конференциях, акциях. Подготовка и проведение экологических мероприятий в школе.

Эколого-просветительская  деятельность.

а) стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде

  • уроки – деловые игры.
  •  уроки – конференции .
  •  Дни здоровья;
  •  Беседы.
  •  праздники: «День птиц»

б) развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности:

  • наблюдения
  • вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения:
  • организация экологической тропы,
  • пришкольный летний  экологический лагерь,
  •  защита природы от разрушения.
  • пропаганда экологических знаний

Станет доброй традицией проводить «Дни экологии». Ребята читают, а затем обсуждают книги; оформляют фотоальбомы, смотрят видеофильмы. Дети соревнуются на турнире знатоков, решают красочно оформленные кроссворды, задавая друг другу задачки посложнее, они волей – неволей расширяют свой кругозор. Ребята вместе с учителями оформляют выставки рисунков и поделок. Проводятся занятия, посвященные особо охраняемым природным территориям. Ребята знакомятся с «Красной книгой», беседуют о причинах исчезновения растений и животных.

Исследовательская деятельность

Одним из путей творческого восприятия современных наук является систематическая научно – исследовательская работа по актуальным вопросам экологического воспитания. 

Классификация экологических научно – исследовательских работ:

  • Творческие работы – проекты, описания на заданную тему с использованием исследовательского аспекта.
  • Реферативные работы. Хороший реферат – тоже научная работа при наличии анализа и обработки представленного материала.
  • Исследовательские работы. Обязательные элементы исследования: постановка цели, формулирование задач, выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение опытов, наблюдений, экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, выводы.

Природоохранная деятельность

Одним из направлений экологической клуба   - природоохранная пропаганда, экологическое воспитание и просвещение населения. Чтобы вызвать живой интерес школьников к актуальным проблемам охраны природы, используются самые разнообразные формы и методы:

  • конкурсы рисунков «Природа глазами детей»,
  •  акции «Покорми птиц зимой», «Встречай пернатых», «Очистим планету от мусора»,
  • выпуск стенных газет, бюллетеней; ребята рисуют и распространяют плакаты, призывающие беречь природные богатства и соблюдать чистоту на улицах поселка.
  • вечера вопросов и ответов, викторины.

 Во время работы летнего экологического лагеря планируется проложить экологическую. Эта тропа будет иметь   познавательное и оздоровительное значение.

В целях сохранения живой природы ребятами планируется  проводить ряд акций по таким экологическим проблемам, как мусор, вредный шум, сокращение биологического разнообразия.

В школе проводятся мероприятия, посвященные «Дню Земли», «Дню окружающей среды», «Дню моря», «Дню защиты животных», «Дню биологического разнообразия».

Положение о научной группе «Экологический перекрёсток»

Научная группа «Экологический перекрёсток» создаётся в рамках внеурочной работы по предметам естественнонаучного цикла.

  1. Цель создания научной группы:

Расширение и углубление знаний учащихся по экологии, привлечение учащихся к научно-исследовательской деятельности в области экологии, воспитание экологической грамотности и повышение ответственности учащихся в деле защиты окружающей среды.

В состав научной группы, включаются учащиеся, имеющие интерес к изучению экологии, экологических проблем.

  1. Организация работы научной группы:
  • Деятельность научной группы осуществляется на протяжении всего учебного года.
  • Организация работы определяется утверждённым  Положением  и тематикой занятий.
  • Работа научной группы строится на прохождении основных этапов6

1 этап. Накопление и сбор материалов по темам занятий. Работа с научной и научно-популярной литературой.

2 этап. Проведение исследовательской работы.

3 этап. Обработка данных исследования, создание экопроектов.

4 этап. Оформление экопроектов с данными исследования.

5 этап. Участие в экологической олимпиаде, научно-практической конференции «Мир и я», в школьной научной конференции, где заслушиваются выступления наиболее активных членов группы.

  • За членами научной группы « Экологический перекрёсток» сохраняется право свободного выхода из состава данной научной группы.

Акции экологического клуба «Зеленый дом»

Акция «Чем мы дышим?»

Цель: оценка состояния окружающей среды ближайшего природного окружения – пришкольного участка.

Задачи: 1. Воспитание ответственного отношения к природе и здоровью человека.

2. Формирование умений и навыков исследовательской работы.

3. Улучшение экологической обстановки пришкольного участка.

Ожидаемый результат: Оценка экологической обстановки на пришкольном участке и ее улучшение.

Результат: саженцы .

Акция: «Росток жизни».

Цель акции: создание зеленого сада внутри школы.

Задачи:

- создать зеленый сад в стенах школы в честь погибших солдат, выпускников нашей школы, служивших в горячих точках, в акции участвуют учащиеся 5-11 классов, от каждого класса посадить комнатное или декоративное растение. 

-продолжить нравственное воспитание школьников,

-улучшить экологическую обстановку внутри школы за счет зеленых растений.

Ожидаемый результат: Комнатные  и декоративные растения улучшат экологическое состояние внутри школы, так как выделяют кислород и задерживают пыль. Создадут уютную обстановку в коридоре школы.   Продолжат воспитание чувства ответственности за уголок живой природы в стенах школы, разовьют умения и навыки по уходу за растениями и работы с землей, ухаживая за своими  цветами- «ростками жизни», учащиеся хранят память о солдатах - земляках.

Результат: в школе создать зеленый сад из комнатных и декоративных растений.

Оборудование: земля садовая, ростки растений, кашпо.

Конкретных сроков акция не имеет, так как она постоянно пополняется новыми «ростками жизни»

Акция: «Очистим планету от мусора».

Эта акция проводится ежегодно в весеннее-летний период.  Создаются однодневные лагеря по очистке территории от мусора. Обычно в одном лагере участвуют ученики 5-11 классов.  Разбиваются на группы по трудности выполняемой работы. Каждая группа имеет своего руководителя. Им может быт преподаватель данной школы или учащиеся старших классов.

Цель: очистка территории от мусора.

Задачи:

- очистить территорию школы от мусора,

- прививать учащимся чувство ответственности за чистоту живой природы,

-прививать любовь к труду,

-развивать умения и навыки работы с орудиями труда,

- воспитывать чувство сплоченности в коллективе

Акция «Родничок»

Цель: очистка родника  в лесу

Задачи: очистить родник, расположенный в местном лесу от мусора (сухие ветки, старые листья),

- прививать учащимся чувство ответственности за чистоту живой природы,

- воспитывать любовь к труду

Акция «Пожар в лесу»

Цель: правила поведения в лесу во время пожара.

Задачи:

- изучить правила безопасности в лесу,

- познакомиться с очередностью действий при возникновении лесного пожара,

- принять участие в практических занятиях по отработке правил пожарной безопасности в лесу.

Ожидаемые результаты: учащиеся должны знать правила поведения в лесу во время пожара,  знать очередность своих  действий  при возникновении пожара не только теоретически, но и применить на практике.

Акция «Кормушка»

Цель: изготовление кормушек для птиц

Задачи:

- научить изготавливать кормушки для птиц,

-развивать умения и навыки  работы с орудиями труда,

-  прививать чувство ответственности за животный мир в зимний период,

-воспитывать любовь к  природе

Ожидаемый результат: акция проводится ежегодно.  В этой акции принимают участие все классы.

Акция «Скворечник»

Цель: изготовление скворечников

Задачи:

-научить учащихся изготавливать скворечники,

-воспитывать ответственное отношение к  живой природе,

- развивать умения и навыки  работы с орудиями труда,

-наблюдать за поведением птиц.

Вывод: результативность работы по экологическому воспитанию очевидна.

  1. Заключение

Мы улучшаем природу, забыв, что сами нуждаемся в улучшении. Мы тратим миллиарды, возводя плотины на реках. Куда больше средств и сил мы положили на создание барьеров между людьми.

Плотины на реках лишают нас рыбы, но дают хоты бы электричество и воду для полива.

Барьеры между людьми не дают ничего, кроме людского горя.

Созидай! Но созидай осторожно и разумно, с оглядкой на человека, на мир людей и мир природы. О разрушении и так позаботится время.

Впереди огни благополучия. Они вечны. Путь к ним нелегок, борьба тяжела, светлая цель оправдывает любые усилия. Объединимся же под знаком мудрости экологического гуманизма.

Наше НЕТ:

- любым войнам;

- любым битвам с Природой;

-  безграмотному технократизму  в природопользовании,

- всему, что угрожает  биосфере Земли, угрожает людям, каждому человеку.

Наше ДА:

- миру и спокойствию,

-любви и уважению к Природе,

- сохранению биосферы того типа, в которой возник и развивался Человек разумный,

- максимальному сбережению видов живого, мест их обитания, всей природоохранной политике,

- вниманию к человеку, ко мне, к тебе, к нему и к каждому,

-ресурсосберегающим, экономным, малоотходным технологиям;

- «замкнутым» циклам производства;

- новым биологизированным путям развития сельского хозяйства;

-заводам без дыма, фабрикам без ядовитых стоков, автомашинам без удушливого выхлопа;

-тишине;

- разуму и науке, осторожности и мудрости;

- экологической культуре.

Гений человечества должен служить только людям, их процветанию.

Зеленый цвет – всему, что сберегает ресурсы жизни.

Стоп – любому, кто транжирит их.

Лишь тот не против нас, кто с нами!

 

Важное




Случайное фото
Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Мини-чат и предстоящие события
Погода
Яндекс.Погода

Статистика сайта
Индекс цитирования

Предложения и пожелания
Ваше имя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:


Официальный информационный портал ЕГЭ Рособрнадзор Здоровье школьника Инновации в образовании Минобрнауки ФГОС Электронное правительство


Копирование материалов сайта возможно только с разрешения администрации © МОУ "СОШ №5" 1965 - 2016
Конструктор сайтов - uCoz